Сайт Администрации Луговопролейского сельского поселения Быковского муниципального района Волгоградской области

Александр Михайлович Числов
Меню сайта
Форма входа

Фото из альбомов
Календарь
«  Октябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Новости сайта
[22.09.2017]
Новый сайт (0)
[16.08.2017]
НАСТУПАЮТ СРОКИ УПЛАТЫ ИМУЩЕСТВЕННЫХ НАЛОГОВ ЗА 2016 ГОД (0)
[16.08.2017]
Срок формирования сводных налоговых уведомлений с новым разделом по налогу на доходы физических лиц перенесен (0)
[16.08.2017]
ОСОБЕННОСТИ УПЛАТЫ ИМУЩЕСТВЕННЫХ НАЛОГОВ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ В 2017 ГОДУ (0)
[16.08.2017]
ОСОБЕННОСТИ УПЛАТЫ ИМУЩЕСТВЕННЫХ НАЛОГОВ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ В 2017 ГОДУ (0)
Друзья сайта
Статистика
Луговая Пролейка 
Яндекс.Метрика
Приветствую Вас, Гость · RSS 05.10.2024, 19:21

Александр Михайлович Числов родился 14 марта 1915 года в селе Луговая Пролейка Быковского района Саратовской губернии (Волгоградской области) в крестьянской семье. 

В 1930 году окончил 7 классов средней школы и Сталинградский аэроклуб. Работал на Сталинградском заводе «Баррикады».

 В Красной Армии с 1938 года. В 1939 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу.

 На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 года в составе 12 иап. С декабря 1942 года по май 1944 года воевал в составе 63 гиап 3 гиад, с мая 1944 года и до конца войны – в составе 32-го гвардейского иап. Участвовал в боях на Крымском, Калининском, Северо-Западном, Брянском, 1-м и 2-м Прибалтийских, 1-м и 3-м Белорусских фронтах.

 К июлю 1943 года командир эскадрильи 63-го гвардейского истребительного авиационного полка 3 гиад 1 гиак капитан А. М. Числов совершил 300 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 15 самолетов противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, гвардии капитану Числову Александру Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза.

 

 С мая 1944 года майор Числов А.М. служил в 32 гиап, за время службы в котором сбил лично 1 самолет противника. Всего за время войны совершил 340 боевых вылетов, в которых лично сбил 21 самолет противника и 2 – в группе.

 Герой Советского Союза майор Числов А. М. принял участие в параде Победы на Красной площади 24 июня 1945 года

 После войны Александр Михайлович продолжал служить в ВВС.

Служил начальником воздушно-стрелковой подготовки 63-го гвардейского истребительного авиационного полка. В июне 1956 года по состоянию здоровья полковник Числов А. М. был уволен в запас.

Жил в Волгограде.

С 1961 года по 1979 год работал начальником спасательной станции Тракторозаводского района. Вел активную работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи.

Умер 24 августа 2009 г.

Награждён орденами Ленина (дважды), Красного Знамени (дважды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени (дважды), Красной Звезды, медалями "За боевые заслуги", "За оборону Киева", "За победу над Германией", "За взятие Берлина" и другими. Его имя помещено на мемориальной доске на здании Волгоградского обкома ДОСААФ.

Источник:

 - Бодрихин Николай «Советские асы: очерки о советских лётчиках», Москва 1998. – 272 с.

 - http://militera.lib.ru/h/isaev_sm/03.html

*****

24.08.2009 ушел из жизни Герой Советского Союза полковник авиации в отставке Александр Михайлович Числов.

Информацию прислал Полуйко Николай Алексеевич

* * *

Свою боевую деятельность Александр Числов начал командиром звена в составе 12-го истребительного авиационного полка 110-й авиадивизии и прошёл с ним боевой путь от города Станислава (ныне Ивано-Франковск) до Керчи.

После Керченской операции и до самой Победы воевал в составе 169-го (с марта 1943 года - 63-го гвардейского) истребительного авиационного полка 210-й (3-й гвардейской) истребительной авиадивизии 1-го гвардейского истребительного авиакорпуса заместителем командира, штурманом эскадрильи (1942 год), командиром эскадрильи (1942-1943 гг.), штурманом полка, заместителем командира полка (1943 год). С декабря 1943 года - командир полка.

 ...8 декабря 1942 года прикрывая боевые порядки наших наземных войск в районе Батурино - Дубровка (южнее города Белый), группа самолётов, ведомая командиром 2-й эскадрильи 169-го истребительного авиаполка Старшим лейтенантом Числовым встретила звено бомбардировщиков Не-111 в сопровождении 12 истребителей Ме-109. В результате завязавшегося воздушного боя лейтенант Гражданинов сбил два Ме-109 и при возвращении домой - FW-189. Старший лейтенант Числов - один "Хейнкель-111".

 ...С середины февраля 1943 года командование 6-й Воздушной армии усилило авиационную поддержку войск 34-й армии, преследовавшей отступающего врага. В то же время заметно повысилась и активность немецкой авиации, особенно истребителей, которые группами по 8-12 самолётов прикрывали свои отступающие части и противодействовали нашим штурмовикам и бомбардировщикам.

 Напряжённый воздушный бой 21 февраля провели лётчики 169-го истребительного авиаполка. Шесть Ла-5 под командованием командира эскадрильи Капитана А. М. Числова вылетела в район Залучье для прикрытия наземных войск. Над полем боя наша группа вступила в воздушные бои последовательно с тремя группами истребителей противника. В результате враг потерял 6 самолётов, из которых 3 сбил заместитель командира эскадрильи Старший лейтенант П. А. Гражданинов. Но в одном из боёв один наш лётчик погиб, а другой был тяжело ранен.

 Вечером, анализируя воздушный бой группы капитана Числова, командование полка пришло к выводу, что истребители противника воздушный бой вели тактически грамотно, широко используя внезапность и нарушение боевого порядка в группах наших истребителей. Так, после первой атаки "Лавочкиных", группа Ме-109 развернулась и стала уходить. Гражданинов преследовал врага. Но его ведомый младший лейтенант П. Т. Баландин на развороте отстал и немедленно был атакован врагом. Его самолёт вспыхнул, обгоревший лётчик выбросился с парашютом.

 В бою ведомый капитана Числова старший сержант А. М. Давыдов заметил, как противник атакует одного из наших лётчиков. Он решил отогнать врага. Капитан Числов остался без ведомого и тут же был внезапно атаковал противником. С повреждённой плоскостью самолёт Числова вышел из боя. Так же был сбит и старший лейтенант М. Е. Воробьёв...

 Незадолго до начала наступления войск Брянского фронта летом 1943 года дивизии 1-го ИАК получили лётчиков с самолётами для укомплектования и восполнения боевых потерь. 63-й ГвИАП (бывший 169-й ИАП) пополнился целой эскадрильей. Привёл её штурман полка Герой Советского Союза гвардии майор А. А. Федотов. Приземлившись он подошёл к капитану А. М. Числову, руководившему посадкой, и спросил:

 - Какой самолёт сел лучше других?

 Числов, не задумываясь, ответил:

 - Если не считать твоего, то лучшую посадку произвёл самолёт с бортовым номером "42".

 - Так это же лётчик без ног - лейтенант Маресьев! - воскликнул Федотов.

 Числов сказанному не поверил, а Федотов загадочно улыбнулся. Через несколько минут к КП подъехала грузовая машина. Она привезла прибывших лётчиков. Федотов незаметно поманил Числова:

 - Смотри вон за тем лётчиком, с чёрной шевелюрой. Обрати внимание, как он будет слазить с машины.

 Как только грузовик остановился, лётчики быстро соскочили через борт, остался в машине только тот, на которого указал Федотов. Он медленно перебросил через борт одну ногу, осторожно поставил её на колесо, затем перенёс другую, затем поочерёдно опустил ноги на землю. Числову бросилось в глаза то, что все лётчики были в сапогах, а черноволосый - в ботинках и брюках навыпуск.

 Так в полку познакомились с Алексеем Петровичем Маресьевым. В составе 63-го ГвИАП он воевал почти до конца войны, стал Героем Советского Союза, штурманом полка. Первоклассый лётчик, он в первых же воздушных схватках одержал несколько побед. Маресьев летал столько же, сколько все остальные лётчики, не раз выручал из беды своих боевых товарищей. Но всё это случилось не сразу. Вспоминает Алексей Петрович:

 "В 1943 году безногий лётчик Маресьев прибыл в полк истребителей. Я мог летать. И это было уже счастье. Но меня старались беречь: "Алексей, тебе прикрывать аэродром". Ребята уходили на задания, а я летал, аэродром стерёг. Затем ребята возвращались возбуждённые боем, на избитых машинах, чтобы завтра снова уйти в бой, а я опять оставался стеречь аэродром. И мне стало невмоготу от этой жалости ко мне. Я хотел драться, как все. Мне, как всем, присвоили Гвардейское звание. "Раз так - сказал я как - то командиру сволей эскадрильи, - хочу вместе со всеми летать". Сашка Числов, мой командир, молчит, ломает папиросу в пальцах. Мучительная для меня минута - не надеется или щадит меня. И вдруг: "Алексей, будешь летать со мной..."

 Надо пояснить, почему я всю жизнь буду помнить эти пять Сашкиных слов. Летали тогда парами, и Сашка, командир эскадрильи, мог бы выбрать себе любого хорошего, проверенного лётчика, который в воздушном бою будет надёжным напарником - ведь речь шла о жизни и смерти.

 На другой день мы вместе с ним поднялись и встретили группу "Мессеров". Не буду рассказывать, как всё было... С Сашкой мы потом много летали. Он к концу войны более 20 самолётов сбил. Я тоже к своему прежнему списку прибавил 7..."

 24 августа 1943 года за мужество и отвагу, проявленные в схватках с врагами, командиру эскадрильи 63-го ГвИАП гвардии капитану Александру Михайловичу Числову было присвоено звание Героя Советского Союза.

 ...В 5 часов утра 12 июля 1943 года на всех аэродромах 1-го ИАК состоялись митинги, посвящённые началу наступления войск Брянского фронта. Началась боевая работа. За первые два дня, 12 и 13 июля, напряжение было исключительно большим. За эти дни части корпуса произвели 500 самолёто - вылетов, провели 60 групповых воздушных боёв, уничтожили 122 самолёта противника, из них 95 истребителей; свои потери составили 29 лётчиков и 45 самолётов. В эти дни отличились многие лётчики корпуса, сбив по 2-3 вражеских самолёта. Был среди них и Александр Числов.

 19 июля 1943 года шестёрка истребителей под командованием Числова получила задание встретить немецкие бомбардировщики на подходе к позициям советских войск. Завязался бой. Рухнул на землю один "Юнкерс", за ним другой... Остальные бомбардировщики поспешили ретироваться с поля боя. Но на подходе была уже вторая группа. Советские истребители вновь ринулись на противника. Действуя дерзко, навязывая свою волю врагу, не выпуская из рук инициативу, Гвардейцы в жестоком, неравном бою вышли победителями. Гвардии капитан А. М. Числов сбил один Ju-87 и Ме-110, его ведомый гвардии старший сержант Макаров - два FW-190, гвардии старший лейтенант Маресьев сбил один Ju-87, гвардии старший лейтенант Воронько - один Ме-110. В бою гвардии капитан Числов получил лёгкое ранение.

 С декабря 1943 года 1-й ГвИАК, прикрывая наступающие советские войска и обеспечивая действия штурмовиков, содействовал 11-й гвардейской армии в успешном завершении разгрома вражеской группировки и освобождении города Городок.

 В январе враг предпринял отчаянные попытки восстановить утраченное положение. Его авиация активно поддерживала свои войска, пытавшиеся перейти в наступление. Поэтому в воздухе не прекращались жаркие бои. В отдельные дни напряжение достигало таких размеров, когда в воздухе одновременно патрулировало до 40 наших истребителей. Здесь, на подступах к Витебску, в начале 1944 года нашла широкое применение имевшаяся в корпусе радиолокационная станция "Редут". Она стала уверенно выдавать данные о полётах авиации противника.

 Так, 8 января, примерно в 12 часов была вызвана и наведена на бомбардировщики противника эскадрилья 63-го ГвИАП под командованием Героя Советского Союза гвардии капитана А. М. Числова. В районе Городка Числов встретил 18 пикировщиков Ju-87 под прикрытием истребителей FW-190. Завязался ожесточённый воздушный бой. Действуя смело и решительно, наши лётчики сбили 7 самолётов противника, не потеряв ни одного своего. Командир 3-й ГвИАД по радио объявил благодарность лётчикам за успешные и решительные действия и приказал Числову вести группу на свой аэродром.

 Войну лётчики 63-го гвардейского ордена Кутузова 3-й степени Виленского истребительного авиационного полка закончили уже на новейших Ла-7. К маю 1945 года гвардии капитан А. М. Числов довёл число боевых вылетов до 635, большинство из них, на Як-1 и Ла-5. В воздушных схватках одержал 34 победы - 21 вражеский самолёт сбил лично и 13 - в группе с товарищами.


 После войны Александр Михайлович продолжал командовать 63-м гвардейским авиаполком. После переоснащения на реактивную технику в 1955-1956 годах выполнял обязанности начальника воздушно-стрелковой подготовки полка. В июне 1956 года по состоянию здоровья был уволен в запас.

 Переехал с семьей в Сталинград (Волгоград).

С 1961 по 1979 год работал начальником спасательной станции Тракторозаводского района.

Трижды избирался депутатом районного Совета депутатов трудящихся.

Вёл активную работу по военно-патриотическому воспитанию молодёжи.

Источник: http://officer.wmsite.ru/news/ushel-iz-zhizni-geroj-sovetskogo

*****

"Правда Волгограда"

http://www.pravda34.info/?source=136&parts=&id=1826&4print :

 

Прекрасный человек, офицер, боевой летчик, посвятивший свою жизнь авиации – так говорили об Александре Михайловиче в Волгограде.

 

 Он родился 14 марта 1915 года в селе Луговая Пролейка Быковского района нашей области и, еще будучи мальчишкой, знал, что его жизнь будет неразрывно связана со служением Родине. Для себя он выбрал воздушную стихию — закончил Борисоглебскую летную школу в 1939 году.

 

 Но небо над головой не всегда было мирным. Военным летчиком Александр Михайлович прошел суровые годы Великой Отечественной войны с первого до последнего дня. Он защищал небо над страной на семи военных фронтах. Командовал полком. Сделал 635 вылетов и лично сбил 21 вражеский самолет. А в 1943 году был удостоен звания Героя Советского Союза.

 

 После войны Александр Михайлович вернулся в Волгоград. С 1956 года жил и работал в Тракторозаводском районе.

Сегодня, 24 августа 2009 года, сердце героя остановилось, не дождавшись своей 95-й весны...

*****

С сайта "Виртуальная Кача":

Дата: мая 6, 2010 Автор: Руслан Михальчук


Мемориальная доска Герою Советского Союза лётчику Числову А. М.

 4 мая 2010 года в Волгограде по адресу: ул. академика Павлова 8, на доме, в котором проживал Герой Советского Союза полковник авиации Числов Александр Михайлович установлена и торжественно открыта мемориальная доска.

.

Источник: http://kacha.ru/2010/05/memorialnaya-doska-geroyu-sovetskogo-soyuza-lyotchiku-chislovu-a-m

Официальный сайт Администрации Луговая Пролейка © 2024 Активная ссылка на сайт обязательна при использовании материалов.Разработка и дизайн сайта от Владимира Тимачёва